СОГЛАСОВАНА 
постановлением Президиума 
ЦК профсоюза работников 
строительства и промышленности 
строительных материалов России 
от 15 декабря 1994 г. 
 № 19-70  | 
  | 
УТВЕРЖДЕНА 
постановлением Госстроя России 
от 13 марта 1995 г. № 18-22  |  
 
 
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ МАШИН ДЛЯ ЗАБИВКИ И ПОГРУЖЕНИЯ СВАЙ 
 
ТОИ Р-66-35-95 
 
Дата введения 01.07.95 
 
 
Машинисты машин для забивки и погружения свай (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации машин для забивки и погружения свай (далее — «машин»). 
 
Требования безопасности перед началом работы 
 
1. Перед началом работы машинист обязан:  
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца. 
2. После получения задания машинист обязан:  
а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками; 
б) уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности; 
в) провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины; 
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении; 
д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов — вне кабины); 
е) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов; 
ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ. 
3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) неисправности механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов, при которых запрещается эксплуатация машины; 
б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ; 
в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы; 
г) отсутствии или неисправности сигнального устройства;  
д) наличии видимых повреждений железобетонных свай;  
е) недостаточной освещенности места производства работ. 
Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии. 
 
Требования безопасности во время работы 
 
4. Передвигать машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке. 
5. Подтаскивать сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста. 
6. При подъеме сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок. 
7. Поднимать свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и сваи не допускается. 
8. Перед пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал. 
9. При поднятии и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами - амортизаторами. 
10. При запуске и работе молота машинист обязан следить, чтобы копровщик находился не ближе 4 м от молота. 
11. Изменять наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота в нижнем положении. 
12. Машинисту запрещается: 
а) допускать к строповке свай лиц, не имеющих удостоверения копровщика и не закрепленных за данной машиной; 
б) поднимать сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата; 
в) поднимать базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов и навесного оборудования; 
г) поднимать сваю и молот одновременно; 
д) подтаскивать сваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а также уложенные в штабель свыше двух рядов; 
е) поднимать железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями; 
ж) оставлять сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы; 
з) передавать управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения; 
и) ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота; 
к) опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на тормоз в конце спуска; 
л) снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины; 
м) оставлять без присмотра машину во время работы молота;  
н) работать неисправным молотом; 
о) обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и не застопоренном цилиндре или поршне; 
п) принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска. 
13. При перемещении и установке машины вблизи выемок машинист должен соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее указанных ниже. 
 
Глубина выемки, м  | 
Расстояние по горизонтали от полошвы откоса до ближайшей опоры, м, при грунте  |  
  | 
песчаном  | 
супесчаном  | 
суглинистом  | 
глинистом  |  
 
1 
2 
3 
4 
5  | 
 
1,5 
3,0 
4,0 
5,0 
6,0  | 
 
1,15 
2,40 
3,60 
4,40 
5,30  | 
 
1,00 
2,00 
3,25 
4,00 
4,75  | 
 
1,00 
1,50 
1,75 
3,00 
3,50  |  
 
 
Требования безопасности в аварийных ситуациях 
 
14. При изменении погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ. 
15. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а также признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей. 
16. В случае отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом 
 
Требования безопасности по окончании работы 
 
17. По окончании работы машинист обязан:  
а) опустить молот в нижнее положение, и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена под копер, то дизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней;  
6) поставить машину на стоянку; 
в) выключить и запереть все пусковые приспособления машины; 
г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место; 
д) очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место;  
е) привести в порядок рабочее место; 
ж) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы. 
 
 |