|     Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 1994 г. N 695     ------------------------------------------------------------------ 
              МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ                       РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                                   ПРИКАЗ                          от 18 июля 1994 г. N 222 
               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ                 НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
         В целях реализации статьи 41 Закона Российской  Федерации  "Об     охране окружающей  природной  среды"  (раздел  VI),  подготовки  к     выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием     международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую среду     в трансграничном контексте" и в  соответствии   с   Положением   о     Министерстве охраны   окружающей   среды   и   природных  ресурсов     Российской Федерации приказываю:         Утвердить согласованное  с  заинтересованными министерствами и     ведомствами Российской Федерации,  органами исполнительной  власти     субъектов Российской  Федерации Положение об оценке воздействия на     окружающую среду в Российской Федерации (Приложение). 
                                                         Министр охраны                                                     окружающей среды и                                                     природных ресурсов                                                   Российской Федерации                                                   В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН 
 
 
 
 
 
                                                             Приложение                                            к приказу Минприроды России                                               от 18 июля 1994 г. N 222 
                                 ПОЛОЖЕНИЕ                 ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ                           В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                             1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
         1.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура     учета экологических   требований    законодательства    Российской     Федерации при      подготовке     и     принятии     решений     о     социально-экономическом развитии общества.         1.2. ОВОС  организуется  и  осуществляется с целью выявления и     принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных     неприемлемых для   общества   экологических  и  связанных  с  ними     социальных, экономических   и   других   последствий    реализации     хозяйственной или иной деятельности <*>.         -------------------------------         <*> Далее - последствий. 
         1.3. Проведение    ОВОС    при    подготовке     документации,     обосновывающей развитие  видов  и  объектов  хозяйственной  и иной     деятельности, перечень которых  приведен  в  Приложении,  является     обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых     работ) ОВОС для объектов  и  видов  деятельности,  не  вошедших  в     перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти     субъектов Российской Федерации  по  представлению  территориальных     органов Минприроды  России.  При  несогласии органа исполнительной     власти субъекта    Российской     Федерации     с     предложением     территориального органа  Минприроды  России  орган  исполнительной     власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России.         В случае  разногласий  между  органом  исполнительной   власти     субъекта Российской  Федерации и Минприроды России спор может быть     разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.         1.4. Для  объектов  и видов хозяйственной и иной деятельности,     не вошедших в указанный перечень,  а также  в  случае  прекращения     начатых работ  по  ОВОС  заказчик  /  разработчик в обосновывающей     документации обязан   сделать   краткий   вывод   о   допустимости     предполагаемого воздействия на окружающую среду.         1.5. Результатом проведения ОВОС является  вывод  заказчика  о     допустимости воздействия  намечаемой им деятельности на окружающую     среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей     документации, должны  быть  разработаны  с  учетом различного рода     возможных последствий ее реализации.         1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при     проведении ОВОС,  подготавливается с  помощью  методов  и  средств     измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской     Федерации и  нормативных  документов   по   обеспечению   единства     измерений.         1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором  /     заказчиком на    государственную    экологическую   экспертизу   в     соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране  окружающей     природной среды"   (раздел   5).  Обосновывающая  документация  по     реализации видов  и  объектов   деятельности,   перечень   которых     приведен в  Приложении  к  настоящему  Положению,  без результатов     проведения ОВОС  на  государственную  экологическую  экспертизу  в     Минприроды России и/или его территориальные органы не принимается. 
                           2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 
         2.1. ОВОС  организуется  и проводится при подготовке следующих     видов обосновывающей документации:         1) концепций,  программ (в том числе  инвестиционных) и планов     отраслевого и территориального социально-экономического развития;         2) схем   комплексного   использования   и  охраны   природных     ресурсов;         3) градостроительной документации (генеральных планов городов,     проектов и схем детальной планировки и т.д.);         4) документации  по  созданию   новой   техники,   технологии,     материалов и веществ;         5) предпроектных  обоснований  инвестиций   в   строительство,     технико-экономических обоснований   и/или  проектов  строительства     новых, реконструкции,  расширения  и  технического  перевооружения     действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.         2.2. При подготовке хозяйственных и иных  решений,  включающей     разработку нескольких   видов  обосновывающей  документации,  ОВОС     проводится поэтапно  с  учетом  детализации  видов,  источников  и     уровней  воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. 
             3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЦЕНКЕ                      ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 
         3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по     предупреждению возможных   неприемлемых   последствий  в  процессе     анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую     среду разработчиком   обосновывающей   документации   должны  быть     рассмотрены:         1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;         2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;         3) характеристика  проектных  и  иных  предложений в контексте     существующей экологической  ситуации  на  конкретной  территории с     учетом  ранее   принятых   решений  о  ее  социально-экономическом     развитии;         4) сведения   о   состоянии  окружающей  среды  на  территории     предполагаемой реализации      намечаемой      деятельности      в     соответствующих пространственных и временных рамках;         5) возможные  последствия реализации намечаемой деятельности и     ее альтернатив;         6) меры  и  мероприятия  по  предотвращению  неприемлемых  для     общества последствий осуществления принимаемых решений;         7)  предложения    по   разработке    программы    мониторинга     реализации  подготавливаемых   решений   и  плана  послепроектного     экологического анализа.         3.2. Порядок   проведения   ОВОС  (процедура)  при  подготовке     каждого вида обосновывающей документации,  перечисленной в разделе     2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России. 
                 4. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС 
         4.1. При проведении ОВОС:         1) инициатор / инвестор         обеспечивает финансирование   всех   исследований   и   работ,     необходимых для проведения ОВОС;         2) инвестор / заказчик         организует  проведение    ОВОС    в    процессе     подготовки     обосновывающей документации;         осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений     о возможной   реализации  намечаемой  деятельности  на  конкретной     территории, кроме объектов специального назначения,  информация  о     которых требует  конфиденциальности;         3) разработчик (в пределах своей компетенции):         проводит ОВОС;         рассматривает и учитывает экологические условия  и  требования     при подготовке обосновывающей документации.         4.2.  Органы   исполнительной   власти   субъекта   Российской     Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании     (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности:         1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;         2) выдают  (или  согласовывают)   обоснованные   экологические     условия и  требования  для  проработки  предложений  по реализации     проекта намечаемой деятельности;         3) принимают  решения  о  санкционировании  реализации проекта     намечаемой  деятельности  при  условии  соблюдения   экологических     требований законодательства  Российской Федерации,  а также ясного     представления о возможных последствиях его осуществления. 
                          5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ 
         5.1. Заинтересованным     общественным     объединениям      и     неправительственным организациям      рекомендуется      оказывать     содействие разработчику  /  заказчику  в  проведении  общественных     (публичных) слушаний   или   обсуждений   в   средствах   массовой     информации проектных  и  иных  предложений  о  реализации  проекта     намечаемой деятельности в целях собственной оценки:         1) применяемых  методов   анализа   и   прогноза   воздействия     намечаемой деятельности на окружающую среду;         2) достоверности представленных результатов ОВОС;         3) полноты   и  достаточности  предлагаемых  в  обосновывающей     документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.         5.2. Заказчик  с  участием  разработчика проводит общественные     слушания или обсуждения в средствах массовой информации  проектных     и иных предложений в целях:         1) информирования   общественности   о   проекте    намечаемой     деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;         2) выявления  и  фиксации   всех   возможных   неблагоприятных     последствий реализации хозяйственных и иных решений;         3) поиска    взаимоприемлемых     альтернатив,     позволяющих     предотвратить неблагоприятные  последствия  осуществления  проекта     намечаемой деятельности.         5.3. Общественные    (публичные)    слушания    и   обсуждения     организуются и проводятся:         1) на   федеральном  уровне,  когда  преимущества  и  издержки     реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;         2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации,     когда преимущества  и  издержки  реализации   проекта   намечаемой     деятельности распространяются   на   определенный   географический     регион в пределах субъекта Российской Федерации. 
                    6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ 
         Инициатор / заказчик  намечаемой  деятельности  и  разработчик     обосновывающей документации   по  ее  развитию  в  соответствии  с     Законом Российской  Федерации  "Об  охране  окружающей   природной     среды" (раздел XIII) несут ответственность за:         1) невыполнение правил проведения ОВОС;         2) нарушение  процедуры оценки воздействия на окружающую среду     при подготовке обосновывающей документации;         3) предоставление  неполных  результатов  проведения  ОВОС или     недостоверной информации о них. 
 
 
 
 
 
                                                             Приложение                                                  к Положению об оценке                                        воздействия на окружающую среду                                                 в Российской Федерации 
 
                                  ПЕРЕЧЕНЬ            ВИДОВ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,               ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА                СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА                 ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОВОДИТСЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ                                  ПОРЯДКЕ 
         1. Предприятия по добыче нефти  мощностью  500  тыс.  т/год  и     более.         2. Предприятия по добыче  природного газа мощностью  500  млн.     куб. м/год и более.         3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации  и     сжижения угля  или  битуминозных  сланцев  производительностью 500     т/сутки и более.         4. Тепловые  электростанции  и  другие  установки для сжигания     тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции     и другие   сооружения   с   ядерными  реакторами  (за  исключением     исследовательских установок   для   производства    и    конверсии     расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность     которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).         5. Золоотвалы  ТЭЦ  и  котельных с объемом золы 100 тыс.  куб.     м/год и более.         6. Установки  для  извлечения,  переработки  и  преобразования     асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:         1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;         2) фрикционных материалов - 50 т и более;         3) других видов применения асбеста - 200 т и более.         7. Предприятия химической промышленности всех видов.         8. Производство  целлюлозы  и  бумаги  мощностью 200 т/сутки и     более.         9. Крупные   склады   для   хранения  50 тыс. куб. м  и  более     нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.         10. Микробиологические производства.         11. Крупные  производства  строительных  материалов   (цемент,     стекло, известь, керамика).         12. Крупные    установки   для   доменного   и   мартеновского     производств и предприятия цветной металлургии:         1) спекание,  обжиг и прокаливание железной руды в  установках     мощностью 1 млн. т/год и более;         2) все коксовые печи;         3) установки    для    производства    чушкового    чугуна   и     нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;         4) установки  для  производства  стали  из  металлических  руд     мощностью 200 тыс. т/год и более;         5) установки для обработки цветных тяжелых  металлических  руд     мощностью 100 тыс. т/год и более;         6) установки   для  производства,   извлечения  или  обработки     цветных металлов, их соединений или других  сплавов  термическими,     химическими или электролитическими  методами  мощностью  100  тыс.     т/год и более.         13. Крупные   установки   и   предприятия   черной  и  цветной     металлургии:         1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью     1 млн. т/год и более;         2) все коксовые печи и коксохимические производства;         3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1  млн.     т/год и более;         4) установки  для  обработки  руд  тяжелых  цветных  металлов,     производства,  извлечения  или  обработки  цветных  металлов,   их     соединений   или  других  сплавов  термическими,  химическими  или     электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.         14. Установки   по   производству,   обогащению,   регенерации     ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке     радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки     по производству радиоизотопов.         15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.         16. Крупные  ускорительные комплексы для получения интенсивных     пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.         17. Медицинские  центры,  осуществляющие  в широких  масштабах     радиоизотопные диагностические  и  терапевтические  процедуры.         18. Космодромы,  аэропорты,  аэродромы, объекты и/или полигоны     для испытаний,  утилизации, уничтожения и захоронения (затопления)     химического оружия, ракетных топлив.         19. Объекты    и/или    полигоны   термической,     химической     переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.         20. Строительство автомобильных дорог,  автострад,  трасс  для     магистральных железных  дорог  дальнего  сообщения  и аэропортов с     длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.         21. Метрополитены.         22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.         23. Порты,   терминалы,   судоверфи,   международные  паромные     переправы, а также внутренние водные пути и порты для  внутреннего     судоходства, допускающие  проход  судов  водоизмещением  1350  т и     более.         24. Крупные  плотины  высотой  15  м и более,  водохранилища с     площадью  поверхности  2 кв. км  и  более,  магистральные  каналы,     гидромелиоративные системы   и   системы   водоснабжения   крупных     городов.         25. Сооружения  по очистке промышленных и коммунальных сточных     вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.         26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн.     куб. м/год и более.         27. Крупномасштабная    добыча,    извлечение   и   обогащение     металлических руд и угля:         1) предприятия  по  добыче,  извлечению  и обогащению железной     руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;         2) предприятия по добыче,   извлечению и обогащению нежелезной     руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;         3) предприятия  по  добыче,  извлечению  и  обогащению угля на     месте мощностью 100 тыс. т/год и более;         4) крупномасштабная   добыча   нерудных  полезных  ископаемых,     особенно в акваториях.         28. Разведка,   добыча   нефти   и  газа,  лицензируемые  виды     геологических изысканий.         29. Сплошнолесосечная   заготовка  древесины  на  лесосеках  с     площадью вырубки  более  200  га  или вырубка древесины на площади     более 20 га при переводе лесных земель  в  нелесные  в  целях,  не     связанных  с  ведением  лесного  хозяйства  и  пользованием лесным     фондом.         30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:         1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более;         2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов     и более;         3) молочные - 1200 коров и более.         31. Звероводческие комплексы.         32. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек, 3 млн. бройлеров и     более.         33. Объекты    хозяйственной    и/или    иной    деятельности,     расположенные  на  особо  охраняемых  территориях  и  эксплуатация     которых не связана с режимом этих территорий. 
 |