Rambler's Top100


       
 
 

ГОСТ Р 51391-99

Государственный стандарт Российской Федерации изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя.
Общие требования.

Принят Постановлением Госстандарта РФ № 490-ст от 09.12.99 г.
Дата введения - 01.12.2000 г . с правом досрочного введения

Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Рабочей группой, образованной распоряжениями Председателя Госстандарта России, с участием членов Технических комитетов по стандартизации ТК 360 "Парфюмерно-косметические изделия" и ТК 405 "Средства гигиены полости рта" при содействии РОССИЙСКОЙ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ и Стоматологической ассоциации России.
ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 360 и ТК 405.
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России №490-ст от 9.12.1999 г.
3. Настоящий стандарт соответствует "Руководству по косметической продукции", утвержденному ЕС (Европейским Сообществом).
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на парфюмерно-косметические изделия (далее – ПК изделия) отечественного и зарубежного производства, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, в системе прямых продаж или распространяемые бесплатно, а также поставляемые парикмахерским, косметическим салонам и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, торговле, хранении и сертификации (идентификации) ПК изделий.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Законом Российской Федерации "О стандартизации" требования настоящего стандарта являются обязательными.
Требования к маркировке ПК изделий, установленные в действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартах, государственных стандартах Российской Федерации, стандартах отраслей, стандартах предприятий и технических условиях применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.


2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.9-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.


3. Определения

В настоящем стандарте применяются следующие определения:

3.1 потребитель: Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий ПК изделия исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

3.2 изготовитель: Организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие ПК изделия для реализации потребителям.

3.3. продавец: Организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие ПК изделия потребителям по договору купли-продажи.

3.4 парфюмерно-косметическое изделие: Любой препарат или средство, предназначенные для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы) с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида и/или коррекции запаха тела и/или их защиты или сохранения в хорошем состоянии.

3.5 ингредиент: Любое химическое вещество или препарат синтетического или натурального происхождения, используемые при производстве ПК изделий и присутствующие в готовом ПК изделии в исходном или измененном виде, за исключением парфюмерных (ароматических) композиций, примесей в использованном сырье, а также вспомогательных технических материалов, использованных в процессе приготовления, но не присутствующих в конечном продукте.

3.6 этикетка: Красочная или описательная характеристика изделия и его изготовителя, напечатанная на единице потребительской тары, а также на ярлыке, открытке листе-вкладыше, прилагаемым или прикрепляемым к каждой единице товара.

3.7 товарный знак : Обозначение, позволяющее определять принадлежность ПК изделия тому или другому юридическому или физическому лицу.

3.8 дата изготовления: Дата, проставляемая изготовителем и фиксирующая начало соответствия ПК изделий установленным требованиям.

3.9 срок годности: Период, по истечении которого ПК изделие становится непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливает изготовитель ПК изделия, который обязан гарантировать соответствие изделия требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя и сохранность потребительских свойств при соблюдении условий хранения.

3.10 наименование парфюмерно-косметического изделия: Обозначение вида изделия, входящего в группу однородной продукции (зубная паста, лосьон, духи, туалетная вода и т.п.)

3.11 название парфюмерно-косметического изделия: Словесное обозначение изделия, присвоенное ему изготовителем.

3.12 фирменное наименование: Наименование юридического лица.

3.13 вспомогательные средства: Средства, используемые для непосредственного нанесения (удаления) ПК изделий и предназначенные обеспечить максимально ожидаемый эффект от их применения.


4. Общие требования к информации для потребителя

4.1 Необходимая и достоверная информация о ПК изделиях в наглядной и доступной форме должна своевременно представляться потребителю изготовителем (продавцом) с целью обеспечения возможности правильного выбора ПК изделия.

4.2 Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с ПК изделием, текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше способом, принятым изготовителем.

4.3 Текст на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше наносят на русском языке. Возможно по усмотрению изготовителя дополнительное нанесение текста информации на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.

4.4 Информация, приводимая в тексте на потребительской таре, упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно происхождения, свойств, состава, способа применения, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность ПК изделий, и не мог ошибочно принять данные изделия за другие, близкие к ним по внешнему виду или органолептическим показателям.


4.5 Информация о ПК изделиях должна содержать следующие данные:

4.5.1 Наименование и назначение изделия
Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать изделие, позволяя отличить его от других. Наименование может включать название изделия, соответствующее нормам русского языка. При наличии отличительных свойств изделия (например "гель для укладки волос", "тальк для тела", "карандаш для глаз", "ополаскиватель для рта" и др.) их включают в основное наименование. Не допускается в наименовании ПК изделий указывать, что оно является продукцией типа другой известной продукции (например: духи типа "Клима" или имитация духов "Клима", косметический крем типа L'Oreal, шампунь типа Fa и т.д.).
Не допускается использовать в названии или наименовании ПК продукции слова "Спирт".
Изготовитель несет ответственность за использование в наименовании парфюмерно-косметических изделий таких терминов, как например: "от перхоти", "увлажняющий", "солнцезащитный", "от морщин", "противокариесная", "устраняет запах пота", "водостойкая", "длительного действия", "изготовлен только из природного сырья", и других, характеризующих потребительские свойства и эффективность изделий.
Назначение ПК изделия не указывается в том случае, если это очевидно (например мыло туалетное, зубная паста).
Наименование изделия, сформированное в соответствии с вышеизложенными требованиями, может быть дополнено названием продукции и/или фирменным наименованием, написанными буквами латинского алфавита.

4.5.2 Наименование, местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя и местонахождение (адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя.
Наименование изготовителя и его адрес могут быть написаны буквами латинского алфавита с одновременным указанием фирмы-изготовителя и названия страны буквами русского алфавита, обеспечивающими правильное произношение на русском языке.
Если продукция, изготовленная на одном предприятии, проходит технологическую обработку, которая превращает ее в готовое изделие, на другом предприятии, то при нанесении информации последнее предприятие рассматривают как изготовителя. Если изготовитель сам принимает претензии, то указывают только адрес изготовителя.

4.5.3 Товарный знак изготовителя (при наличии).

4.5.4 Масса нетто, объем, количество.
Указывается масса нетто (г, кг) или объем (мл, л, см3) номинального содержания ПК изделия в потребительской таре на момент упаковки и (или) количество штук (шт.).
Допускается не указывать массу или объем на изделиях массой менее 5 г или объемом менее 5 мл и бесплатных образцах.

4.5.5 Состав изделия.

Списку ингредиентов и парфюмерных (ароматических) композиций должен предшествовать заголовок "Состав", после него должен быть представлен перечень всех ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия, а также парфюмерных (ароматических) композиций. При этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия состава.
Ингредиенты в концентрации менее 1% могут быть перечислены в любом порядке после тех составляющих, концентрация которых более 1%.
Красящие вещества могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями.
Перечень ингредиентов допускается по усмотрению изготовителя указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Для изделий декоративной косметики, которые выпускаются в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: "может содержать" или знака [+ / –]

4.5.6 Условия хранения
Условия хранения указывают для ПК изделий, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.).

4.5.7. Срок годности
Срок годности ПК изделий исчисляют с даты изготовления.
Срок годности может быть указан следующим образом:
"Годен (Использовать) до (месяц, год)" или "Срок годности... (месяцев, лет)" с обязательным указанием в последнем случае "Дата изготовления (месяц, год)".
Срок годности для конкретного наименования изделия устанавливает изготовитель.

4.5.8 Указание нормативного или технического документа
Указывают нормативный (ГОСТ, ОСТ) или технический (ТУ) документ, в соответствии с которым изготовлено и может быть идентифицировано изделие.
Для зарубежных ПК изделий допускается обозначение нормативного или технического документа не наносить.

4.5.9. Информация о сертификации
Информация о сертификации должна представляться изготовителем (продавцом) в соответствии с правилами сертификации парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены полости рта, зарегистрированными в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации.

4.5.10. Информация о правильном применении и предостережения.
Информация о правильном применении должна быть приведена в обязательном порядке для ПК изделий, правильное использование которых без этой информации вызывает затруднения.
Предостережения обязательно должны быть доведены до потребителя в том случае, если использование продукта в их отсутствии может нанести вред здоровью потребителя, его имуществу или привести к порче товара.


4.6 Перечень информации, представляемой с парфюмерно-косметическим изделием (в соответствии с п. 4.5.).

  1. наименование, название (при наличии) и назначение изделия;

  2. наименование, местонахождение изготовителя и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя;

  3. товарный знак изготовителя (при наличии);

  4. масса нетто, объем, количество;

  5. состав изделия;

  6. условия хранения для продукции, требующей специальных условий хранения.

  7. срок годности;

  8. обозначение нормативного или технического документа;

  9. информация о сертификации;

  10. информация о правильном применении и предостережения.


    4.7 Перечень информации, представляемой с отдельно продающимися вспомогательными средствами для применения парфюмерно-косметических изделий (в соответствии с 4.5.).

  11. наименование, название (при наличии) и назначение изделия;

  12. наименование, местонахождение изготовителя и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя;

  13. товарный знак изготовителя (при наличии);

  14. обозначение нормативного или технического документа;

  15. информация о сертификации;

  16. информация о правильном применении и предостережения;

  17. для зубных щеток – жесткость щетины;

  18. для зубных нитей – длина (м);

  19. для зубных нитей и зубочисток – тип, например: "вощеные", "деревянные", "с фторидом";

  20. количество единиц в потребительской упаковке.




4.8 Изделия может сопровождать и другая характеризующая их информация, в том числе рекламного характера и штриховой код.


4.9 Расположение информации.


4.9.1 Информацию располагают в удобных для прочтения местах на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше.

4.9.2 При небольших размерах потребительской тары, на которой невозможно изложить необходимый текст информации полностью, а также на сувенирных и подарочных наборах, по усмотрению изготовителя допускается часть информации располагать на потребительской таре, а часть – на ярлыке, открытке, листе-вкладыше, прилагаемом или прикрепляемом к каждой единице ПК изделия.

4.9.3 При отсутствии потребительской тары допускается требуемую информацию размещать на листе-вкладыше, ярлыке или открытке, прилагаемых к каждому изделию.


4.10 Способ нанесения информации

4.10.1 Информацию наносят любым способом. Информация должна быть четкой и легко читаемой.

4.10.2 Средства нанесения информации должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации изделий.


20 апреля 2000 года



 
 
ГОСТЫ И СНИПЫ, Москва, 2004 г.